среда, 27 января 2016 г.

Смотр от SuperBrain1997 - РОБИ 48к+ (Клон ZX Spectrum 48k)

*Музыка из титров Терминатора 2*

Здравствуйте, уважаемые читатели. Да, лучше поздно, чем никогда. После трех лет молчания блог снова жив, и надеюсь будет обновляться теперь чаще.

Теперь блог кстати называется также как и мой Ютуб-канал - SuperBrain1997 соответственно.

*Музыка затихает*

Сегодня вашему вниманию хотел бы предоставить клон ZX Spectrum 48k, которых в советское и постсоветское время было огромное количество. Но сегодняшний наш экспонат довольно редок судя по всему, потому как информации о нем в интернете крайне мало, даже на том же SpeccyInfo о нем написано только два предложения.

Представляю вашему вниманию - РОБИ aka ROBI 48k+


Внешний вид 


Начать свой рассказ я бы хотел с того, что этот самый агрегат достался мне в сумму 5 тысяч рублей. Многие сразу воскликнут типа дорого, но я вам скажу так - "Рано делаете выводы, товарищи". Почему? А потому что за такую цену мне удалось купить полностью нетронутый временем клон, отечественного производства. Прошлый его владелец мне сказал, что он был взят на заводе в 1996 году и отложен на полку, и вот спустя долгих 20 лет, он попал ко мне.

Но и это еще не все, за такую цену он достался мне в  ПОЛНОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ, а именно:

- Сам клон
- Блок Питания
- Мануал
- Книжка для программирования на языке BASIC
- Кассета с программами
- Тех. Паспорт
- !!!!!!!Принципиальная схема!!!!!!!
-
Кабель Din7
- RF-кодер

И вот это все мы сейчас с вами и рассмотрим.




Начнем с непосредственно клона, внешне он не сильно оригинален, потому как есть множество других отечественных клонов очень похожих на него, как например:

- Хоббит

- Квант - БК
 - Спектр-БК001
Тут сложно сказать кто у кого дизайн слизал, возможно у них был один общий оригинал, но это лишь догадка.


Посмотрев на нашего РОБИ во второй раз, видим, что раскладка клавиш на нем такая же как на оригинальном ZX Spectrum+, что очень удобно как я считаю, поскольку некоторые важные клавиши вынесены как отдельные и это упрощает жизнь.
Теперь разобравшись с лицевой частью, посмотрим что у нас скрывается на задней панели:



Задняя панель

Слева-направо: 

1. "Сброс" - Кнопка аппаратного сброса компьютера
2."+5В" - DIN5-гнездо для блока питания
3. "Интерфейс" - Не помню как называется такой тип разъема, ну сюда вообщем можно подрубить контроллер дисковода и прочие свистелки и перделки.
4. "Принтер" - Опять таки не помню тип разъема, но сюда по сути можно подключить принтер и печатать текст или что-то еще
5. "Дж2" - DIN7-гнездо для Sinclair-джойстика второго игрока
6. "Дж1" - Аналогично предыдущему, только для первого игрока
7. "Видео" - DIN7-гнездо видеовыход, насколько я понимаю выдает сигнал RGB
8. "Маг" - DIN5-гнездо для подкллючения внешнего накопителя ( магнитофона ).

Тут все понятно, довольно грамотно все сделанно, мне лично нравится что для джойстиков есть два отдельных гнезда, ибо это реально удобно.

Будем разбираться дальше, блок питания для данного клона выглядит вот таким образом, и сказу скажу, он вам не понравится! Вы спросите, почему? А посмотрите сами.

Блок Питания

Блок Питания #2
Вот зачем было так делать? Зачем засовывать всю схему в один большой блок? Это же капец как не удобно.

Тем не менее, в розетку оно все таки лезет, но эта пузатая сволочь загораживает мне вторую розетку. Спасибо, блин большое!
Блок в розетке

И поскольку мне очень не хотелось перекрывать лишнюю розетку( а мне была нужна ), было решено использовать другой блок питания, от другого клона, но поверьте, он все таки немного получше.


Блок питания от другого клона ZX Spectrum

Но и у него есть несколько недостатков - при долгой и интенсивной работе он очень сильно греется и начинает нести горелой пылью.


Джойстиков в комплекте не было, но тем не менее у меня есть собственный, но фотографию я не сделал.

Едем дальше, у нас тут имеется DIN-7 кабель для подсоединения нашего клона к монитору или же телевизору.

DIN7-Папа с двух сторон


И затем у нас имеется Кодер RGB изображения, он кодирует его в обычный высокочастотный телевизионный антенный сигнал. Правда я так и не понял сначала в какую видеосистему он перегоняет изображение: в SECAM или же PAL? Я тестировал на тв тюнере Aver TV - и пришел к выводу, что скорее всего PAL, потому как при SECAM изображение начинало жутко плыть.

PAL-кодер

Теперь о бумажках, которые достались вместе с РОБИ:

Ну начнем пожалуй с самого кошерного - Схемы самого компьютера, кодера и блока питания:

1. Схема в общем виде:

Вся схема целиком


2. Отдельно блок питания:



3. Отдельно PAL-кодер



4. А теперь схема самого клона, для радиолюбителей самое оно



Тех. паспорт.


Тех. паспорт 

Тех. паспорт - 2

Как мы видим - первый и второй запуски были произведены 25 сентября 1994 года и испытал его некий "Шорохов"

И перепроверен 14 февраля 1996 года соответственно. И после этого 20 лет он не запускался.


Теперь решил вам тут предоставить полностью перефотографированный мануал:

Внимание, я тут выкладываю его целиком!

P.S. Надпись - Программируемый игровой автомат какая-то пафосная, не думаете?































































































































Обращаем внимание, что тираж данного мануала 500 копий, получается и клонов было столько же? Не факт.

В комплекте мы также имеем книжку-учитель по Бэйсику, атированную 1993 годом. Ее целиком выкладывать не буду, ибо она большая. Если кто-то попросит, то отдельно зафотографирую. Но книг по программированию на ZX у нас выпускали предостаточно, так что думаю нужды в этом нет.

Программирование на языке Basic для компьютера ZX Spectrum 48k
Санкт-Петербург 1993 г.



И вот наконец добрались до кассеты:


Кассета, шедшая в комплекте


Это обыкновенная кассета, типа Sony-60. И содержащая программы:

1, Test - типичная тест программа
2. Vpoll - Бильярд, кстати на русском языке
3. Lode Run - Лод Раннер, известная игра
4. Fast Food - Пакменовидный лабиринт с Диззи
5. Battle S. - Морской Бой
6. Tetris - Миррорсофтовский тетрис
7. Is-Chess - Шахматы
8. Star -
9. Zotyocopy - Копировщик

Кассета мною кстати оцифрована - архив с записями можно взять тут:

https://vk.com/superbrain1997?w=wall15031170_6208

Удивило кстати и то, что на другой стороне кассеты ( стало быть В ) нет ничего. Пустота. Было ли это так со всеми кассетами или только с моей, определенно сказать не могу вам.

Обратите внимание на надпись ПИА "Хоббит". Да, это тот клон что мы видели выше, кассеты для обоих делали на одном заводе, а сами клоны на разных. Странно как-то.

Скажу сразу, что у меня запустились не все программы с этой, видимо у меня довольно старый и плохой магнитофон. АРГО 1993 года выпуска. Кое-как работает.














И еще один забавный факт, связанный с заводом "Северный Пресс". Сам клон был по сути куплен в пригороде( вывезен из пригорода ). А завод производивший эти клоны, находится мало того что у нас в Питере, так еще и в одном районе со мной. Забавно вышло. Но еще более забавно что завод до сих пор выпускает электронику.



РОБИ датируется 1994 годом и имеет порядковый номер 1309. Сколько их было выпущено не знаю, предполагаю, что около 1500 штук.


При запуске самого клона, мы видим немного измененный титульный экран и внезапно возникает первый трабл - отсутствие цвета. На самом деле я этого ну никак не ожидал, потому как сейчас не конец 80ых/90ые когда была проблема с перекодировкой одного видеосигнала в другой. Однако здесь это есть. Но почитатав SpeccyInfo, увидел, что такие случаи были не единичные, и что с некоторыми клонами кидали черно-белый кодер.


Единственная проблема - отсутствие цвета. Перепробовал два телевизора.



Дабы убедиться в отсутствии цвета, можно написать команду BORDER 1 и посмотреть результат:

И все равно цвета нету

Немного печально что цвета нету, зато можно прочувствовать атмосферу первых Спектрум-игроков СССР и России, когда PAL клоны запускали на SECAM телевизорах. Хотя позже и SECAM клоны появились.


По-поводу программ, у меня поначалу не запускалось на нем вообще ничего, выдавал знаменитую ошибку Tape Loader Error. Но тут беда была именно что с магнитофоном и немного его подлотав и сказав напоследок: "Слыш работать"(с) стало грузиться около 70% всего что у меня имеется.

Старых переписанных кассет у меня около 30 штук ( остались от моего бати еще, у которого на первом курсе института был ZS Scorpion 256, но потом он его продал, а кассеты лежали в шкафу еще более 22 лет ). Также у меня есть самостоятельно записанная кассета и кабель переходник DIN5 - Jack 3.5 . Так что могу запускать как с кассет, так и ромы из интернета, перегоненные через Tap2Wav.


В заключении хочу предоставить еще и видеоверсию обзора ( предупреждаю, снято раньше, чем написанный тут текст) и там можно посмотреть на работу программ на этом самом клоне.





И на этом, я бы хотел с вами попрощаться с вами дорогие друзья. Спасибо что дочитали.



Для вас писал статью : Александр Нейрбов aka SuperBrain1997

Спасибо за внимание!

Update(26/09/2016): На выходных вместе с батей, бывшим спектрумистом кстати, сделали SCART-кабель для РОБИ. И теперь мы можем посмотреть на титульник в цвете, какое счастье, а. Вы только посмотрите на это:



Вот оно как оказывается выглядит, я то думал что оно будет выглядеть на манер оригинальной радуги ZX, но оказывается нет. Но это и не важно. А важно то что теперь у нас есть возможность посмотреть все в цвете, а это шикарно.


5 комментариев:

  1. Пиздец! Если бы не батя, СуперБрэйн сам нихера бы скарт-кабель не сделал.

    ОтветитьУдалить
  2. Кэп ну что там со схемой в хорошем качестве, поделишься?

    ОтветитьУдалить
  3. Человек кстати имел довольно редкий экземпляр спека, с полностью отсутствующей информацией в инете. Сканы бы качественные документации от него - вот было-бы здорово.

    ОтветитьУдалить